Родителям будущих первоклассников. Психолог рекомендует…
Быть готовым к школе – не значит читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым этому научиться.
Венгер Л.А.
Дорогой, родитель!
Иногда что-то говоря своим детям, мы совершенно не задумываемся над часто употребляемыми в семье фразами. Эти фразы передаются из поколения в поколение, слетают с языка легко и незаметно, и часто наносят серьезный ущерб формированию личности ребенка. Причем фраза на первый взгляд может выглядеть совершенно безобидной, но, тем не менее…
Школа для будущего первоклассника является важным шагом в его жизни. И то как мы подготовим его к этому шагу, от этого будет зависеть его дальнейший жизненный путь.
В этой брошюре представиться Вам шанс увидеть психологические ошибки родителей будущих первоклассников и их последствия.
То чего нельзя говорить ребёнку:
1) Вот пойдёшь в школу, там тебе…(страх)
2) Ты, наверное, будешь двоечником?! (может вызвать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу)
3) Знаешь, как мы будем тебя любить, если станешь отличником! (это абстрактные представления об идеальном ребёнке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий,потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе)
4) Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть! (родителем кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка. Бремя двойной нагрузки: веди себя хорошо, чтобы мне не было плохо. Часто такой непосильный психологический груз приводит детей к неврозу)
5) Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (перед ребёнком ставятся невыполнимые задачи, его толкают на путь заведомого обмана)
6) Попробуй мне только сделать ошибки в своей работе! (ребёнок находиться под постоянной тяжестью угрозы наказания за то, что он «плохой»; у него могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиться комплекс неполноценности).
Что же в таких случаях советует психолог…
Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбивать у ребёнка желание учиться.
Избегайте чрезмерных требований.
Не спрашивайте с ребёнка всё и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню его развития, познавательным способностям и навыкам. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность, не формируются сразу. Ребёнок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача мам и пап – запастись терпением и помочь ребёнку.
Право на ошибку.
Важно, чтобы ребёнок не боялся ошибаться. Если у него не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибиться, поверить в то, что ничего не может. Даже нам взрослым, когда мы учимся чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите на неё внимание ребёнка и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем незначительный успех.
Не думайте за ребёнка.
Помогая ребёнку выполнять задание, не вмешивайтесь во всё, что он делает. Иначе он начнёт думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймёт, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут решить.
Не пропустите первые трудности.
Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением сейчас, не откладывая на потом, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребёнка. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, не стесняйтесь обращаться за помощью и советом к психологу. Если у ребёнка проблемы с речью, посетите логопеда.
Устраивайте праздники.
Обязательно устраивайте маленькие праздники. Радуйтесь его успехам. Пусть у вашего ребёнка будет всегда приподнятое и хорошее настроение.
больш падрабязна... / згарнуць