New - Гимназия №1 имени В.А.Короля г.Червеня
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

New

Интеллектуальная игра «Моя Беларусь»
 
Цели:
ˆповышать интерес кизучению прошлого и настоящего нашей республики; ˆвоспитывать патриотизм и чувство гордости засвою страну.
Формы проведения:
  1. Индивидуальнаяигра.Числоучастников:5–6человек.Каждыйиграет самзасебя.Участникампредлагаетсятаблосрубрикамиивопросами, скрытымиза карточками (10–50):
 

Мифы Беларуси

10

20

30

40

50

Белорусские            народные праздники и обряды

10

20

30

40

50

Города Беларуси

10

20

30

40

50

Птицы Беларуси

10

20

30

40

50

Животный мир Беларуси

10

20

30

40

50

Растительныймир Беларуси

10

20

30

40

50

Реки и озера

10

20

30

40

50

Именаи прошлого

10

20

30

40

50

Военное дело

10

20

30

40

50

Белорусские            народные инструменты

10

20

30

40

50

Герои                        Великой Отечественнойвойны

10

20

30

40

50

Писателии поэты Беларуси

10

20

30

40

50

География Беларуси

10

20

30

40

50

 
Участник,начинающийигру,выбираетвопрослюбойсложности(10–50)из любойрубрики.Например,вопросна30балловврубрике«География Беларуси».Первымотвечаеттот,ктоподастсигнал(например,поднимет флажок).Еслиответверный,тоигрокуначисляютсязаработанныеочкии предоставляетсяправовыбратьследующийвопрос.Еслиигрокответил неверно,товозможностьотвечатьпредоставляетсяследующемуигроку, подавшемусигнал.Наобдумываниевопросаигрокамдается1минута.Еслиза этовремяниктонедастправильногоответа,тоочкиникомуненачисляются,а ходпередаетсяследующемуигроку.Победительопределяетсяпонаибольшему количествунабранныхбаллов.
МИФЫБЕЛАРУСИ

10

По словам известного фольклориста Романова,это «челове-коподобноесущество, черногоцвета, покрыто волосами. Место жительстваего различно: на печи, под печкой, под по-лом, в хлеву и других постройках. Деятельность его активна исключительноночью». О ком идетречь?

Домовой (домовик)

20

А. Е.Богданович водной изсвоих исследовательских работ писал: «Перун – бог небесногоогня, держит в своих руках2 больших жернова. Трением иударамио них он вызываетЧто?

Громи молнию

30

Закончите фразу: «Баба-Яга –злая волшебница, вступе едет, толкачомпогоняет, а метлой…»

След заметает

40

Если веритьмифамбелорусскогонарода,то ведьмы такие легкие, потомучто питаются … Чем?

Душами людей

50

Этот бородатыйчеловек, по словампольского фольклористаФедоровского, живетпод землей.И если вы, вздыхая, случай-нопроизнесетеегоимя, то он тут же появитсяи, возможно, поможет вам. Как же зовут это мифическое существо?

Ох

 
БЕЛОРУССКИЕНАРОДНЫЕПРАЗДНИКИИ ОБРЯДЫ

10

Сэтимнароднымпраздникомсвязанаоднаизсамых роман-тических    легенд        бел. народа о необычномцветке.Поповерью,тот,ктонайдетцветок, сможетпониматьшумдеревьев,разговорптицизверей. О какомпраздникеидет речь?

Купало

( Ян, Иван )

20

Этодеревоубелорусовбылосимволомособой животворнойсилы.Ветвиегоосвящаливцеркви,били имивсехчленовсемьи,т.к.считалось,чтоэтимможно защитить от болезнейи бед.Что это за дерево?

Верба

30

Впрошломкаждыйденьубелорусовимелсвое значение.Впонедельникнерекомендовалосьначинать серьезныедела,ихоткладывалинавторник.Четверг былчистым,апятница–женскимднем.Авсубботу необходимо было вспоминать… Кого?

Умерших предков

40

СимволПасхи–пасхальноеяйцо,СимволМасленицы– блины. А  что    является     символом белорусского народного праздника Зеленые святки?

Береза

50

22марта,вденьВесеннегоравноденствия,вБеларуси широко отмечался     народный  праздник   Сороки. Считалось,чтобольшойуспехожидаеттого,кто первым увидит в этот день… Кого?

Клин

журавлей

или гусей

ГОРОДАБЕЛАРУСИ

10

Закончите фразу: «Самый большой город Беларуси – Минск, асамый древний…»

Полоцк

20

Назовите два города нашей республики, носящих почетное звание Город-герой.

Минск,    Брест

30

Город химиков –Новополоцк, а город шахтеров –…

Солигорск

40

Названиекакогогорода нашей республики совпадаетс названиембелорусскогомесяца?

Червень

50

Этот город теперь уже не принадлежитнашей республике,но когда-то именнов нем был открыт первый белорусский университет.Назовитепрежнее название этого города

Вильня

 
ПТИЦЫБЕЛАРУСИ

10

Какие птицы символизируют приход весны?

Грачи

20

О комтак говорят: «Детеныши у нее еще и не родились, а уже отданы на воспитание»?

Кукушка

30

Какаяптицаумеетнасвистывать до 2тысячмелодий?

Жаворонок

40

Только эти птицы выводятсвоих птенцов зимой. О ком идет речь?

Клесты

50

Всемизвестная птица зимородокделает подстилкув своем гнезде из необычного материала, который остаетсяпосле удачнойохоты. Из чегоже?

Изрыбьихкостей

 
ЖИВОТНЫЙ МИР БЕЛАРУСИ
 

10

Назовите самого крупного зверя нашей республики

Зубр

20

Какие животные и в самом деле «вылазят изкожи вон»?

Змеи

30

Назовитезверька, который всю зимуспит вниз головой

Летучаямышь

40

Кто «поет» крыльями,а «слушает» ногами?

Кузнечик

50

Это животное занесенов Краснуюкнигу РБ. Мех его принят за эталон прочности. О ком идет речь?

Выдра

 
 
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИРБЕЛАРУСИ

10

Это растение белорусыс давнихвремен используют для изготовления ткани

Лен

20

Назовитесамое распространенное деревонашей республики

Сосна

30

Какое растение Беларуси может вполне заменить туристу йод и вату?

Болотныймох сфагнум

40

Назовитекрупнейшее растение нашихлесов, которое впервые зацветаетв80 лет

Дуб

50

Это лесное растение бываетв форме дерева икустарника.Из его ягодизготавливают пастилу, варенье, начинку для карамели. Из них готовят уксус и квас. Что это за растение?

Рябина

 
РЕКИИ ОЗЕРА
 

10

По территории Беларусипротекаетмного рек. Назовите самую крупную из них

Днепр

20

Дисна, Дриса, Лучеса –это притоки одной реки. Какой?

Западной Двины

30

Закончите фразу: «Самое большое озеро Беларуси – Нарочь, асамое глубокое –…»

Долгое

40

Пинск, Туров, Мозырь – всеэти города располагаютсяна одной реке. Какой?

Припять

50

Вам хорошо известны «цветные» моря: Черное, Красное, Желтое, Белое. А какое«цветное» озеро есть на территории Беларуси?

Красное

 
ИМЕНАИЗ ПРОШЛОГО

10

Онапоявилась на свет вначалеХІІ века в Полоцке в семье князя Святослава- Георгия и приходилась внучкой ВсеславуЧародею.Девочку назвали древним именемПредслава. А под каким именем она известна во всем мире?У этого белорусского народного инструментабыл очень жалостныйтембр. Отсюда и произошло его название

ЕвфросиньяПолоцкая

20

Этот белорусский город когда-то был первой столицей ВКЛ. Назовите его

Новогрудок

30

Как вы знаете, на территории современнойБеларуси проживало три славянских племени. Вспомните одно из них, занимавшеетерриторию Полоцкого княжества

Кривичи

40

Этот человекв 1512году в Падуанском университете первым среди восточных славян получил ученую степень доктора медицины. Но известность ему принесло не врачевание, а…что же?

Книгопечатание

(Ф. Скорина)

50

Закончите фразу: «Рогнеда – это дочь первого полоцкого князя, асамогокнязя звали…»

 

Рогволод

 
 
ГЕОГРАФИЯБЕЛАРУСИ

10

Литва, Латвия, Россия, Украина,… – какойстраны не хватает в этом списке?

Польша

20

Назовитеобласть Беларуси, которая граничит с тремя государствами

Витебская

30

Марина Яковлева впроизведениях В. Короткевича называлаих «божественнымисадами».Назовите самый старыйиз нихна территории Беларуси

Беловежскаяпуща

40

Назовитесамый северный район Беларуси

Верхнедвинский

50

Длина его 11 м., ширина – 5, 6 м., высота – 2,8 м. Что это?

Самый большой валун на территории Беларуси

 
 
ВОЕННОЕДЕЛО

10

Про кого справедливо говорят, что оношибается только один раз?

Сапер

20

Эту «карманнуюартиллерию» надо пускать в ход, когда противник спрячется вукрытие. О чем идет речь?

Граната

30

Советские люди привыкли к парадам 9мая и 7 ноября. А этот парадсостоялся 24 июня. Как он назывался?

ПарадПобеды

40

Частьвойск, движущаясявпереди главных сил, – это авангард, а как называетсячастьвойск, которая движется в конце колонны и предназначенадлязадержки противника?

Арьергард

50

Гвардейский миномет«БМ-13». Какназываем его мы?

Катюша

 
БЕЛОРУССКИЕНАРОДНЫЕИНСТРУМЕНТЫ

10

У этого белорусского народного инструментабыл очень жалостныйтембр. Отсюда и произошло его название

Жалейка

20

Из музыкального быта белорусского народа этот музыкальныйинструмент исчезв 50-е годы ХХвека послетого, как втораямировая войнаунесла множество человеческихжизней. Играли на нем как сидя, положив инструмент на колени, так истоя. Cпециалисты называютего цитра, а как называемего мы?

Гусли

30

Аркадий Кулешовпосвятил этому белорусскому народномуинструменту целую поэму. Как называется этот инструмент, если фраза из поэмызвучит так: «И старик прикоснулся, иструны пошлив перебор, и не елка одна зазвучала, – дремучийразбуженный бор»

Цимбалы

40

Одно из названийэтого инструмента – калинок (зафиксированов Могилевскойобл.). Возможно, такоеназвание указываетна типичное положение инструмента при игре,сидя.Но болеешироко используется другое названиеэтого инструмента. Назовите его

Балалайка

50

Белорусский народ многократно воспел этот музыкальныйинструмент в своих песнях, рассказах, легендахи преданиях. Хотя, по мнению народных музыкантов, – это самыйсложный инструмент. О какоммузыкальноминструменте идет речь?

Скрипка

 
 
ГЕРОИВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙВОЙНЫ

10

Назовитеимя народногогероя,которого юмористы в шутку называют «полупроводником»

Иван Сусанин

20

Наполе боя он закрыл своимтелом амбразуру вражеского дзота. Назовитеимя героя

Александр Матросов

30

Назовитеимя герояВеликойОтечественнойвойны, направившегосвой горящий самолет на скопление вражескихтанкови автомашин

НиколайГастелло

40

Отважный летчик, лишившись ног, онвернулсяв строй и снова сбивалвражескиесамолеты. Назовите его имя

АлексейМаресьев

50

Назовитеимялегендарногобелорусского партизана, командира, Героя СоветскогоСоюза, который захоронен на Аллеегероев в городе Витебске

И.П.Шмырев

 
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫБЕЛАРУСИ

10

В России– А. С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, ав Беларуси–?

Я. Колос,Я. Купала

20

Псевдонимэтой писательницы– Цетка. А как звучит ее настоящее имя?

АлаизаПашкевич

30

Назовитеимя известногобелорусского писателя, который все свои произведения писал на белорусском языке, хотя он уехал из Беларусив 5-летнем возрасте и всю свою недолгую жизнь провел заее пределами

М. А.Богданович

40

«Хто сустрэўся быў са мною, дакрануўся раз ці два, дык той ведаеўжо, хто я: я – пякучкакрапіва».Автор этих строк – народный писатель Беларуси, известныйпоэт, прозаик и драматург. Назовите его настоящее имя

Кондрат Кондратович Атрахович

50

Сюжет этого произведения В. Быкова лег в основу художественногофильма, в котором рассказывается о бегстве изконцлагеря русскогосолдата и итальянской девушки.Вспомните название литературного произведения

«Альпийскаябаллада»

 
 
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
 

ФИО участника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 
 
  • Жеребьевка
  • Если участник дал неправильный ответ, то может ответить тот, кто поднял первым руку (начисляется половина баллов)
  • Если и второй участник неправильно дал ответ, его даёт ведущий (баллы не начисляются)

 

Сценарий проведения игры «Традиции Китая и Беларуси»
 
Игра состоит из двух туров. В первом туре участвуют две команды по 4 человека (учащиеся 9 и 10 классов). Игроки выбирают категорию вопросов и количество баллов за вопрос. Игра идет до тех пор, пока не закончатся вопросы. В двух категориях нет по одному вопросу. Это СЮРПРИЗ. Команде, которая выбрала этот вопрос, автоматически зачисляются баллы. Всего 34 вопроса и 2 сюрприза.
После проведения первого тура, каждая команда делегирует одного игрока для участия во втором туре. Им по очереди необходимо соотнести китайские и русские пословицы. Баллы, набранные во втором туре, суммируются с баллами первого тура. Таким образом определяется победитель.
 
ТАБЛИЦА ВОПРОСОВ І ТУРА
 

КАТЕГОРИЯ

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

СВАДЬБА

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

СИМВОЛЫ

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ЕДА

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 
ТАБЛИЦА ВОПРОСОВ ІІ ТУРА
 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

 
СВАДЬБА
 

Баллы

Вопросы

Ответы

2

На любой свадьбе присутствуют куклы-неразлучницы. Символом чего они являются?

Крепкого брака

3

С чего начинается свадебный обряд и в Беларуси, и в Китае?

Приход сватов

4

В Беларуси18 и 18, в Китае - 22 и 20. Что обозначают эти числа?

Возраст вступления в брак для мужчин и женщин

5

Золотые монеты, пара сережек, четыре браслета. ДЛЯ ЧЕГО в Китае жениху такой набор?

Выкуп за невесту

6

ЭТО в Китае имеет красный цвет, а в Беларуси – белый. Что это?

Свадебное платье

 

7

Две чаши, связаные красной лентой в Китае являются символом счастья. ЧТО является этим символом в Беларуси?

ЗамОк

8

На столе китайской свадьбы обязательно должно присутствовать рыбное блюдо.

Какое угощение обязательно готовится для белорусской свадьбы?

Каравай

9

Почему китайская невеста плачет ЦЕЛЫЙ месяц перед свадьбой?

Чтобы в замужестве не плакать вообще

10

Раньше существовала “Суборная суббота”. Как в наше время называется это мероприятие?  

Девичник или мальчишник

 
СИМВОЛЫ
 

Баллы

Вопросы

Ответы

2

Символом Беларуси являются зубр и аист. Какое животное является символом Китая?

Панда

3

Китай является родиной четырёх великих изобретений: бумаги, книгопечатания, компаса и …

Пороха

4

Китайским символом, изображающим змеевидное животное с 4-мя лапами является дракон. Как название этого символа переводится на белорусский язык?

Дракон - цмок

5

Какой цвет традиционно отпугивает злых духов и в Беларуси, и в Китае?

Красный

6

Цветочным символом Китая традиционно считается лотос. Какой цветок является символом Беларуси?

Василёк

7

Почему в Китае принято дарить искусственные цветы вместо живых?

Искусственные цветы –  символ долговечности

8

СЮРПРИЗ

 

9

Выходя из дома в магазин, белорусы стараются одеться прилично. В какой одежде часто можно увидеть китайца в магазине?

В пижаме (они не стесняются выйти так за покупками)

10

Когда мы приветствуем друг друга, то говорим “Здравствуй!” или “Привет!” Какой фразой приветствуют друг друга китайцы?

Что ты ел?

Вы уже поели?

 
ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
 

Баллы

Вопросы

Ответы

2

Какое приспособление использовалось для заваривания чая в Беларуси?

Самовар

3

Чайные кусты обычно подрезают, чтобы их высота не превышала 80 см. Как вы думаете, почему? 

С подстриженных кустов легче собирать листья (не нужно высоко поднимать руки). А еще – лучше видны молодые листочки, из которых получают высший сорт чая.

4

Какую воду лучше использовать для приготовления чая?

Родниковая

5

Кто разливает чай по чашкам во время чаепития?

Хозяин дома

6

Какой чай называют традиционным белорусским?

Иван-чай

7

Почему в Китае никогда не употребляют первую заварку чая?

Первая заварка – очищение чая

8

В Китае очень часто звучат названия 7 цветов и оттенков: зеленый, желтый, светло-бирюзовый, белый, темно-бирюзовый, красный и темный? Что они обозначают?

Сорта чая

9

Сколько чашек чая традиционно выпивают во время чайной церемонии?

От 7

 

10

Что китайцы называют “глазами краба”, “рыбьими глазами”?

Пузырьки во время кипения воды

 
ЕДА
 

Баллы

Вопросы

Ответы

2

Какой столовый прибор используют китайцы для приема пищи?

Палочки

3

В какой руке необходимо держать палочки?

В левой

4

Чем заканчивают трапезу китайцы?

Супом

5

Какой консервант используют в Китае вместо соли?

Сахар

6

Почему китайские блюда состоят  из маленьких, одинаковых по размеру кусочков, которые не надо резать?

Едят палочками

 

7

СЮРПРИЗ

 

8

Какой напиток китайцы никогда не пьют дома?  

Спиртной, для этого они собираются в ресторанах и барах.

9

“Цвет тигрововй шкуры”. “Двойное счастье уток-неразлучниц”, “Из дворца дракона”, “Желаем разбогатеть”. Это всё названия китайского блюда. Какого?

Пельмени

10

Китайцы умеют и по-настоящему любят готовить, они очень гордятся своей вкусной и разнообразной кухней. Где в Китае готовят поваров?

Здесь почти нет заведений, где готовят поваров – все учатся на дому.

 
 
ІІ ТУР
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
 

Китай

Беларусь

1

Бить утку, чтобы напугать селезня мандаринки (вид уток)

Бей своих, чтобы чужие боялись.

Авечку стрыгуць, а баран дрыжыць.

2

На какую гору пришёл, такую и песню пой.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят. С волками жить – по-волчьи выть.

3

Пока не пошёл дождь, надо обвязать крышу.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

4

В несчастье проявляются дружеские чувства.

Друзья познаются в беде.

5

Утром драться, вечером – браниться.

Жить как кошка с собакой.

6

Сильный раскат грома, да мелкий дождик.

Много шуму, да мало толку.

7

Горлышко кувшина можно запечатать, людские уста запечатать нельзя.

На чужой роток не накинешь платок.

8

Гвоздь столкнулся с железным наконечником.

Нашла коса на камень.

9

Лучше лишиться большого сокровища, чем потерять сердце одного друга.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Не мил и свет, когда друга нет.

10

В выпавшем снегу мертвеца не спрячешь – всё равно однажды обнаружится.

Всё тайное становится явным.

11

СЮРПРИЗ

 

12

Много людей – много умов.

Одна голова хорошо, а две лучше.

13

Все вороны в мире одинаково черны.

Одного поля ягоды. Одним лыком шиты.

14

Доброе лекарство горько во рту.

Правда глаза колет.

15

Вылитую воду трудно собрать.

Разбитую чашку не склеишь.

16

Когда верхняя балка гнётся, нижние тоже кривятся.

Рыба гниёт с головы.

17

Будешь близок к золоту – станешь похож на золото, будешь близок к камню – будешь похож на камень.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

18

Природные задатки трудно изменить.

Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит.

19

Раз уж слово сказано, его трудно будет догнать даже на четвёрке коней.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

20

Одежда лучше новая, а друг – старый.

Старый друг лучше новых двух. Друга ищи, а найдёшь – береги.

21

Преклонные годы не есть счастье.

Старость не радость.

22

Необходимо иметь терпение, и тогда дело закончиться успехом.

Терпение и труд всё перетрут.

23

Огня в бумагу не завернёшь.

Шила в мешке не утаишь.

24

Несчастье и счастье предначертаны судьбой.

Чему бывать, того не миновать.

 

Посвящение в читатели (2019/2020 уч. год)
Библиотекарь: Ребята! Сегодня вы пришли в библиотеку, где мы посвятим вас в читатели.
Наша библиотека – это не просто кабинет с книгами, это настоящая сказочная страна, в которой большинство из вас еще ни разу не бывали. Эта сказочная и загадочная страна наполнена самыми различными тайнами, здесь всегда царит загадочная тишина. И жители этой страны тоже необычные. Наверное, вы уже догадались, что живут здесь Книги. Живут они дружно, никогда не ссорятся.
В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется «книжным фондом». А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, каждая книга имеет свой дом и квартиру.
 
- Чтобы вы запомнили это слово, давайте его правильно составим из букв.
(ребята собирают слово «БИБЛИОТЕКА» из отдельных букв)
- А знаете ли вы, что обозначает это слово?
«Библио» - книга, а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует библиотека? Почти пять тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках, в Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае - свитки из шелка. Некоторые из первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.
Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, их еще выдают на дом читать. Мы сейчас с вами находимся в комнате, которая называется абонемент, именно здесь ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас мы завели читательский формуляр (показать формуляр), в который будут записываться все книги, взятые вами в библиотеке.
На этих полках лежат книги, которые на дом не выдаются, а читаются здесь. В основном к нам сюда в читальный зал приходят ребята на переменах, чтобы полистать журналы, газеты.
- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы стать настоящими читателями библиотеки?
Чтобы стать настоящими читателями, нужно знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Внимательно прослушайте их и запомните:
1. В библиотеке нужно вести себя тихо, так как шум мешает другим читателям.
2. Книги нужно возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
3. С библиотечными книгами нужно обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.
4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.
5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) нужно ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти книгу для другого ученика.
6. Входя в библиотеку, нужно поздороваться.
7. Назвать автора и название книги, которую хотите почитать. Вежливо попросите записать вам эту книгу.
 
- А вот это, ребята, читательский формуляр, куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.
Некоторые из вас уже брали книги в библиотеке и знакомы с формуляром.
(слышен грохот и из глубины полок появляется пират)
Пират: (к ребятам) Вы кто? И что здесь делаете?
(к библиотекарю) Запишите-ка мне книгу про пиратов!
Библиотекарь: Ребята! Вы узнали нашего гостя? Кто это?
- А какие правила он только что нарушил? (не поздоровался, не вежлив)
- Дорогой пират, не смогли бы вы поздороваться со всеми!
Пират: Да я, да чтобы я был вежливым? Я же всегда злой! Вот и сейчас заберу у вас волшебный сундучок! И докажите мне, что вы готовы стать читателями библиотеки.    (забирает стоящий сундук и убегает)
Библиотекарь: Ребята, Пират забрал наш сундук, в который я положила подарки и удостоверения читателей для вас. Что же делать?
Давайте попробуем доказать пирату, что мы готовы стать читателями библиотеки.
(кто-то стучится в дверь)
Библиотекарь: Опять кто-то стучится, наверное, пират вернулся.
(входит почтальон Печкин)
Библиотекарь: Ну вот, я же вам говорила, ребята, что в библиотеке много разных чудес.
Печкин: Это я, почтальон Печкин, принес письма для ребят 1 класса.
Библиотекарь: Ой, мы так рады, нам еще никогда не присылали писем в класс!
Печкин: Только я вам их не отдам!
Библиотекарь: Это почему же? На письмах написано: «первому классу»
Печкин: А, потому, что у вас документов нет. Почем я знаю, может это второй класс?
Библиотекарь: Ребята, есть у вас с собой документы? У меня тоже нет... Ой, я вспомнила! Есть у нас документ! Формуляр называется. Здесь и все фамилии детей в алфавитном порядке.
(Показывает формуляры, Печкин внимательно изучает.)
Печкин: Все равно не отдам. Потому что за письма расписываться надо, а вы еще маленькие, неграмотные.
Библиотекарь: Да как это неграмотные? Есть у нас ребята, которые уже умеют хорошо читать и писать. Правда ребята? Кто возьмет на себя такую ответственность, кто распишется в извещении у Печкина?
(Один ребенок расписывается).
Печкин: Ну, теперь все. Вот вам ваши письма, а мне по делам надо, в Простоквашино. До свидания!   (Печкин уходит).
 
Библиотекарь: (Открывает, достаёт письма,) Странно, письма без подписей. Давайте прочтем и угадаем, кто написал эти телеграммы.
(Каждое письмо читает кто-то из детей.)
-       «Спасите! Нас съел серый волк!»
-       «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»
-       «Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби».
-       «Дорогие гости, помогите! Паука, злодея, зарубите!»
-       «Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!»
-       «От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!»
-       «Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»
 
Библиотекарь: Итак, давайте же выполним задание пирата.
Дорогие первоклассники, для вас первое испытание. Пират забыл мешок, в котором в который сказочные герои спрятали разные предметы. Узнайте и назовите их, а также вспомните, в какой сказке они вам встречались и кому принадлежат?

Яблоко («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин)
Зеркало («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин)
Горошина («Принцесса на горошине»)
Мочалка («Мойдодыр» К. Чуковский)
Золотой ключик («Приключения Буратино» А.Толстой)
Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка» Г.Х.Андерсен).
Игла («Кащей Бессмертный» РНС)
Золотое яичко («Курочка Ряба» РНС.)
Второе испытание
Дополните имя сказочного героя 

Кащей – …Бессмертный
Сестрица - …Аленушка
Баба - …Яга
Иван - …царевич
Крошечка - …Хаврошечка 
Елена - …Прекрасная
Мальчик- с -…пальчик
Братец - …Иванушка
Змей - …Горыныч
Финист - Ясный …Сокол
Библиотекарь: Молодцы! Сказочных героев знаете хорошо.
Третье испытание
А теперь еще одно задание - нужно отгадать загадки книжной выставки. Если угадаете сказочного героя, книжка повернется к нам лицевой стороной, а если нет, то мы так и не узнаем, что это была за книжка.
(при каждой отгаданной загадке книгу поворачиваю лицом к читателям)
 
В этом доме именины, много было там гостей.
И на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил,
Но коварному злодею кто-то голову срубил.
В какой сказке происходит это действие? (Муха-цокотуха)
 
У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы.
Высоко они летят, далеко они глядят. Что это за сказка? (Гуси-лебеди)
 
Она на балу никогда не бывала,
чистила, мыла, варили и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал,
то голову принц от любви потерял.
Она башмачок потеряла тогда же,
кто она такая, кто мне подскажет? (Золушка)
 
Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Волк и семеро козлят)
 
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
Библиотекарь: Молодцы! Все книги к вам развернулись. А кто читал эти книги?
Четвертое испытание.
Что-то не торопится Пират возвращать нам сундучок. Видимо, мы должны проверить, готовы ли вы стать читателями. Вам нужно будет составить правило из этих слов.
(правила записаны на листочках, отдельно каждое слово. Каждое правило имеет свой цвет, нужно разделить их по цветам и сложить)
Нельзя рвать книги;
Нельзя рисовать в книге;
Нельзя мять страницы;
Нельзя читать книги во время еды.
(Дети составляют правила, вывешивают на доске на магниты, зачитывают по очереди и повторяют хором вслух.)
Библиотекарь: Все что вы сейчас сказали, относится, и к учебникам, потому что
учебники – это тоже книги, но учебниками вы пользуетесь каждый день, и поэтому,
чтобы сохранить учебник в чистоте и порядке нужно еще что-то, кто скажет, что
нужно еще делать с учебниками, как только вы получили их в библиотеке. (Ответы: обложки, закладки).
Пятое испытание
Библиотекарь: Сейчас мы проверим, знаете ли вы, что любит книжка?
Если согласны, говорите: «Да!» Если не согласны – «Нет!»
Обложку. (Да)
Грязные руки. (Нет)
Закладку. (Да)
Дождик и снег. (Нет)
Бережное отношение. (Да)
Яичницу. (Нет)
Может, винегрет. (Нет)
Чистые руки. (Да)
Валяться на полу. (Нет)
Драться? (Нет)
Жить на книжной полке. (Да)
Любознательных читателей. (Да)
 
- Странно, почему-то Пират не возвращает сундук. Давайте нарисуем его портрет, нарисуем его добрым и улыбающимся. Может, он подобреет.
(каждый рисует портрет пирата на заготовках)
(возвращается Пират, дети дарят ему рисунки)
 
Пират: Ой, это я?! Какой я красивый! Спасибо, дорогие мой, детишечки! Вот вам ваш сундук. Я больше никогда не буду злым! А буду всегда добрым! И обязательно запишусь в библиотеку.
Библиотекарь: Приходи, Пират! Мы с ребятами будем рады тебе!
Ну что ж, ребята, вот и завершился наш сегодняшний праздник.
Вы все доказали, что готовы стать настоящими читателями. И сейчас настал самый торжественный момент – произнесение КЛЯТВЫ.
 
Библиотекарь: Я, новый читатель библиотеки, законы все помнить клянусь!
Все: Клянусь!
Библиотекарь: Книги пачкать и ради потехи трепать их не буду. Клянусь!
Все: Клянусь!
Библиотекарь: Другом книги теперь назовусь. Книгу любить клянусь!
Все: Клянусь!
Библиотекарь: Я посвящаю вас в читатели!
 
Библиотекарь: Ну вот, теперь вы полноправные читатели и я с удовольствием буду всех ждать библиотеке. В память о сегодняшней встрече мы хотим вам вручить «Сертификат читателя» школьной библиотеки. Храните его, как память о сегодняшнем празднике. (Достает из сундучка сертификаты читателя и подарки-закладки для книг)
 
Библиотекарь: Мы поздравляем вас со вступлением в многочисленную семью читателей нашей школьной библиотеки. На этом наш праздник заканчивается. Но мы расстанемся с вами совсем ненадолго. Я думаю, что вы все поняли, какое великое значение играет библиотека в жизни человека и, особенно, в жизни школьника.
 

Нельзя рвать книги.

 

Нельзя рисовать в книге.

 

Нельзя мять страницы.

 

Нельзя читать книги во время еды.

 

 (Сценарий взят из интернета)

Я ведаю матэматыку

(гульня для навучэнцаў 5-6 класаў)

І тур “Так-не” – 10 вучняў
(Для кожнага ўдзельніка рыхтуюцца па 10 жэтонаў са словам “так” і са словам “не”. На абдумванне кожнага пытання даецца 7 секунд. За кожны правільны адказ – 1 бал. У другі тур пераходзяць 6 чалавек.)
Пытанні:
  1. Ці правільна, што 1 – гэта найменшы натуральны лік? (Так.)
  2. Ці правільна, што калі лічнік дробу роўны яго назоўніку, то дроб называюць няправільным? (Так.)
  3. Ці правільна, што калі ў 7 братоў адна сястра, то ў сям’і 14 дзяцей? (Не.)
  4. Ці правільна, што калі веласіпедыст ехаў у вёску па дарозе і сустрэў 3 легкавыя і 1 грузавую машыны, то ў вёску ехалі 4 машыны? (Не.)
  5. Ці правільна, што ў “Казцы пра рыбака і рыбку” стары 5 разоў хадзіў да мора прасіць у рыбкі, каб яна выканала яго жаданні? (Так.) карыта, хату, сталбавая дваранка, вольная царыца, уладарыцай марской
  6. Ці правільна, што транспарцір прымяняецца для вымярэння тэмпературы? (Не.)
  7. Ці правільна, што лічбавы знак 0 абазначае адсутнасць велічыні? (Так.)
  8. Ці правільна, што калі ў 3 палак 6 канцоў, то ў 3 з паловай палак – 6 з паловай канцоў? (Не.) 8 канцоў
  9. Ці правільна, што калі лічбу 9 перавярнуць зверху ўніз, то яна зменшыцца на 3? (Так.)
  10. Ці правільна, што паклажа осліка, які нёс 10 кг цукру, больш цяжкая за паклажу осліка, які нёс 10 кг ваты? (Не.)
 
ІІ тур “Выбраць правільны адказ”
 
(У варыянтах адказаў ёсць толькі адзін правільны, за які можна атрымаць 2 балы за 10 секунд. Тур пачынаецца з вучня, які набраў большую колькасць балаў. У трэці тур пераходзяць 4 вучні.)
Пытанні:
  1. Вынік складання дзвюх велічынь:
1)    здабытак; 2) сума; 3) дзель; 4) рознасць.
  1. Арыфметычнае дзеянне, адваротнае множанню:
1)    складанне; 2) адніманне; 3) дзяленне; 4) ступень.
  1. Натуральны лік, які дзеліцца толькі на сябе і на адзінку, называецца:
1)    галоўным; 2) складаным; 3) простым; 4) лішнім.
  1. 1 літр – гэта адзінка:
1)    масы; 2) даўжыні; 3) аб’ёму; 4) плошчы.
  1. “Ад змены месц складаемых сума не змяняецца” – так гучыць закон:
1)    жыцця; 2) перамяшчальны; 3) размеркавальны; 4) справядлівасці.
  1. Планка для пабудовы ліній і для вымярэння:
1)    прамень; 2) лінейка; 3) палка; 4) стужка.
  1. Лік, ад якога аднімаюць, называецца:
1)    Першае складаемае; 2) аднімаемае; 3) дзялімае; 4) памяншаемае.
  1. З двух лікаў на лікавай прамой большы той, які ляжыць:
1)    вышэй; 2) правей; 3) лявей; 4) прыгажэй.
  1. Які прыбор прымяняюць для вымярэння дыяметра трубкі:
1)    лінейку; 2) шнатгенцыркуль; 3) аловак; 4) корак.
  1.  Велічыня ў 100 разоў меншая за метр:
1)    кіламетр; 2) сантыметр; 3) міліметр; 4) дэцыметр.
 
ІІІ тур “Хто хутчэй”
 
(Удзельнікі чытаюць пытанні і адказваюць на хуткасць. За правільны адказ залічваюцца 3 балы. З трэцяга тура выбываюць два гульцы.)
 
Пытанні:
  1. Воўк і ліса спаборнічалі ў бегу. Хто якое месца заняў, калі вядома, што воўк быў адным з першых, а ліса – не апошняя? (Ліса – 1 м., воўк – 2 м.)
  2. Тройка коней бяжыць з хуткасцю 15 км/г. З якой скорасцю бяжыць кожны конь? (15 км/г)
  3. 5 куч сена і 7 куч сена звезлі разам. Колькі артымалася куч? (Адна.)
  4. Гарэла 5 свечак, 2 з іх патушылі. Колькі свечак засталося? (Пяць.)
  5. Калі два пеўні закрычаць з усіх сіл, то Вася прачнецца. Колькі пеўняў павінны закрычаць, каб прачнуліся Вася, Янка і іх бацькі? (Два.)
  6. На што падобна палова яблыка? (На другую яго палову.)
  7. Запіс правіла з дапамогай літар. (Формула.)
  8. Адна дваццаць чацвёртая частка сутак? (1 гадзіна.)
  9. Колькі казлянят было ў шматдзетнай казы? (Сямёра.)
  10. Колькі музыкантаў у квартэце? (Чатыры.)
 
ІV тур “Выбраць катэгорыю”
 
(Пачынае вучань, які набраў большую колькасць балаў. Удзельнік называе катэгорыю і слухае пытанне. Калі дае правільны адказ – яму залічваецца 4 балы, калі адказ няправільны, то права адказу пераходзіць другому ўдзельніку, які можа атрымаць 2 балы.)
  1. МУЗЫКА: з якіх дзвюх нот можна скласці адзінку даўжыні? (Мі, ля.)
  2. СТАЛОВАЯ: “Что можно приготовить, но нельзя съесть?» (Урокі.)
  3. МАГАЗІН: за кнігу заплацілі 1 рубель і яшчэ палову цаны кнігі. Колькі каштуе гэта кніга? (2 рублі.)
  4. КАЗКІ: Колькі гадоў рыбачыў стары з  “Казкі пра рыбака і рыбку” перад тым, як ён злавіў залатую рыбку? (33 гады.)
  5. АДЗЕННЕ: як называецца трохвугольная хустка? (Касынка.)
  6. ПРЫКАЗКІ: скончыць прыказку “Сем разоў мер - …” (… і то не вер.)
  7. ГЕАГРАФІЯ: калі дождж ідзе ў 12 гадзін ночы, ці будзе сонечна роўна праз 72 гадзіны? (Не, таму што таксама будзе ноч.)
  8. ПРАЦОЎНАЕ НАВУЧАННЕ: у стала 4 вуглы. Калі адзін адпілавалі, то колькі засталося? (Пяць.)
  9. МЕДЫЦЫНА: “Вось вам тры таблеткі, - сказаў доктар. – Прымайце па адной праз дзве гадзіны”. Праз колькі часу будзе прынята апошняя таблетка? (Праз 4 гадзіны.)
Интеллектуальная игра
«САМЫЙ УМНЫЙ»
Ведущий: Добрый день! Мы приветствуем участников игры "Самый умный"! Сегодня - поединок учеников 4-го класса. На игровой подиум вышли 12 игроков, чтобы побороться за звание "Самый умный". Я с удовольствием представляю вам участников игры. 
Ведущий: Мы начинаем игру. Вначале несколько слов о её правилах. Игра состоит из трёх туров. В 1-м туре вы отвечаете на вопросы из самых разных областей знаний. К каждому вопросу предлагается 4 варианта ответов. Нужно выбрать из них 1 верный ответ. Для ответа на каждый вопрос у вас 5 секунд. Всего я задам 12 вопросов. Шестеро лучших выйдут в полуфинал, где определятся двое финалистов. Итак, начинаем 1-й тур! 
                                                               1-й ТУР 
Вопросы 1 тура:
1. Какой слог обозначает ноту?
а) фу
б) фа
в) ну
г) ха
2. Из чего получается сахар?
а) из сахарной свёклы +
б) из сахарного сиропа
в) из мела
г) из сока деревьев 
3. Где расположены уши у кузнечика?
а) на ногах +
б) на голове
в) на крыльях
г) на спине 
4. Как называется начало реки?
а) ручей
б) исток +
в) устье
г) впадина 
5. Кто из перечисленных животных не является земноводными?
а) тритон 
б) жаба 
в) змея +
г) лягушка 
6. Какие листья имеют узорную форму с острыми углами?
а) дубовые
б) кленовые+
в) еловые
г) липовые 
7. Какое полезное ископаемое образуется на болотах?
а) торф +
б) глина
в) песок
г) соль
8. Что такое кинология?
а) наука о кино
б) наука о собаках +
в) наука о грибах
г) наука о логике 
9. Какое из этих слов название цветка?
а) неваляшка
б) незнайка
в) незабудка +
г) неумывайка
10. Что не делают из дерева?
а) бумагу
б) бумагу +
в) спички
г) каранаши
11. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
а)  приставка +
б) суффикс
в) окончание
г) основа слова
  1.  Какая из этих птиц умеет летать?
а)  пингвин
б) курица
в) страус
г) чайка +
Если победителей больше шести, участникам даются дополнительные вопросы. Во второй тур проходят те, кто первым справится с большим количеством вопросов. После каждого дополнительного вопроса проверяется результат, есть ли победители. 
Дополнительные вопросы 1-го тура: 
13.Сколько цветов у радуги?
а) 6 цветов
б) 7 цветов +
в) 12 цветов
г) 8 цветов
14. Что значит «бить баклуши»?
а) бездельничать+
б) тяжело работать
в) мечтать
г) драться
15. Какой продукт не делают из молока?
а) сыр
б) творог
в) подсолнечное масло+
г) сметану 
16. Что происходит весной с почками?
а) они опадают
б) они лопаются +
в) они взрываются
г) они сворачиваются 
17.Какое животное изображено на гербе России?
а) лев
б) медведь
в) лебедь
г) орел +
18.Кто написал сказку «Конек – горбунок»?

а) Пушкин
б) Ершов +
в) Жуковский
г) Толстой 
19. Какое полное имя у Риты?
а) Регина
б) Арина
в) Мария
г) Маргарита +
  1.  Эти грибы растут дружной семейкой на пне?
а) опята +
б) боровики
в) маслята
г) рыжики
21. Назовите музыкальный инструмент Папы Карло?
а) гусли
б) шарманка +
в) баян
г) рояль
22. В каком месяце меньше всего дней?
а) в мае
б) в июле
в) в феврале +
г) в октябре
23. Какое дерево сбрасывает на зиму хвою?
а) ель
б) кедр
в) сосна
г) лиственница +
 
                                                                         2-й ТУР
Ведущий: Огромное спасибо ребятам, которые принимали участие в игре, но проиграли. А мы пожелаем удачи всем тем, кто прошёл в полуфинал!  Итак, передо мной 6 игроков. Они показали лучшие результаты в первом туре и будут бороться дальше за выход в финал. Но прежде, чем определить порядок ответов, мы проведём конкурс "дешифровщик".
Сопоставить слова из двух столбиков:
Вид спорта                                                             Инвентарь
футбол                                                                     клюшка
хоккей                                                                      брусья
теннис                                                                      мяч
биатлон                                                                   лыжи
легкая атлетика                                                     ракетка
Ведущий: Вам нужно сопоставить слова из двух столбиков.
Например: футбол – мяч. Чем меньше времени вы затратите, тем выше порядковый номер вашего выступления при дальнейших ответах. Внимание!
                      Участники выполняют задание, подводятся итоги. 
Ведущий: Итак, стартовать участники будут в таком порядке... (называет имена)
Категории знаний:
 
Пословицы
Мультфильмы
Жилище
Цвета
Писатели и поэты
Животные

Каждый игрок в порядке очередности выбирает категорию. Каждому игроку будет задано по 10 вопросов, где он должен как можно больше дать правильных ответов.
Пословицы: 
* Утро вечера… (мудренее) 
* Тише едешь, … (дальше будешь) 
* Грамоте учиться всегда …. (пригодится) 
* Труд – кормит, а лень … (портит) 
* Нет друга – ищи, а нашёл … (береги) 
* Не будь тороплив, а будь … (терпелив) 
* Не спеши языком, торопись … (делом) 
* Не учись разрушать, а учись … (строить) 
* У семи нянек дитя без … (глаза) 
* Любишь кататься, люби и … (саночки возить)
Писатели и поэты: 
* Кто рассказал нам про дядю Стёпу? (С. Михалков) 
* Кто автор "Золушки”? (Ш. Перро) 
* Назови имя Барто. (Агния) 
* Кто придумал малышей: доктора Пилюлькина, Незнайку, Пончика?
(Н. Носов) 
* Кто написал сказку "Три медведя”? (Л. Толстой) 
* Чьи это герои: Бармалей, Муха-цокотуха? (К. Чуковского) 
* Автор сказки "Снежная Королева”? (Х. Андерсен) 
* Какого плюшевого героя создал Александр Милн? (Винни-Пуха) 
* Как называются сказки, которые сочинил народ? (Русские народные) 
* Назови фамилию поэта Самуил Яковлевич … (Маршак)
Цвета: 
* Козлик, живший у бабушки? (серенький) 
* Кузнечик, сидевший в траве? (зелёненький) 
* Убивший дедушку лопатой? (рыжий) 
* Вагон, который бежит, качается? (голубой) 
* Головной убор девочки, нёсшей пирожки бабушке? (красный) 
* Цвет медведя, который водится в Сибири? (бурый) 
* Халат, у того, кто сидел под деревом и лечил животных? (белый) 
* Назови третий цвет радуги. (жёлтый) 
* Цвет цветочка, похожего на звоночек? (синий) 
* Какими чернилами чертили чертёж четыре чумазеньких чертёнка? (чёрными)
Жилище: 
* Где жили лягушка, петушок, мышка и ёжик? (в теремке) 
* Жилище бобра. (хатка) 
* Пришли рабочие без топоров, срубили избу без углов. (муравейник) 
* Зимнее лежбище медведя. (берлога) 
* Дом без окон, без дверей, полна горница людей. (огурец, арбуз) 
* Крепкий деревянный дом с круглым маленьким окном. Он стоит на длинной ножке, чтобы не залезли кошки. (скворечник) 
* По узкой дорожке – голова да рожки. Кто так медленно ползёт, на себе свой дом везёт? (улитка) 
* Жилище туриста. (палатка) 
* Бревенчатый дом. (изба) 
* Жилище лисицы. (нора)
Мультфильмы: 
* Как звали корову из Простоквашино? (Мурка) 
* Какие слова говорил Али-Баба, чтобы открылась пещера? ("Сим-Сим, откройся”) 
* А что говорил Маугли, когда ему нужна была помощь? ("Мы с тобой одной крови. Ты и я”) 
* Имена трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф) 
* Как звали великана, который женился на принцессе Фионе? (Шрек) 
* К кому ходили в гости Винни Пух и Пятачок? (к Кролику) 
* Друг Малыша. (Карлсон) 
* Где находилось поле чудес? (в стране Дураков) 
* Старуха, у которой была крыса Лариска? (Шапокляк) 
* В какой сказке в декабре собирали подснежники? ("Двенадцать месяцев”) 
Животные: 
* Ушки чуткие торчком, хвост, взлохмаченный крючком. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (собака) 

* Меньше тигра, больше кошки, над ушами кисти-рожки. С виду кроток, но не верь: страшен в гневе этот зверь. (рысь) 
* Какая птица выводит птенцов зимой? (клест) 
* Любит сладкое он очень, а когда приходит осень, лезет в яму до весны, где он спит и видит сны. (медведь) 
* Сок из цветов она берёт и в сотах копит сладкий мёд. (пчела) 
* Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (хомячок) 
* Что за зверь, скажите, братцы, может сам в себя забраться? (норка) 
* Кто на задних лапах скачет, в тёплой сумке сына прячет? Кто, вставая в полный рост, опирается на хвост? (кенгуру) 
* В камышах она живёт, дом у неё среди болот, там, где водятся лягушки, цап! – и нет одной квакушки! (цапля) 
* Всех огромней в джунглях зверь, напролом шагает – верь! Грозно бивнями блестит, вкусно листьями хрустит. (слон)
 
                                                                ФИНАЛ:
Ведущий: Поздравляем участников финала!
Вышедшие 2 финалиста выбирают вопрос на 1 балл, на 3 балла, на 5 баллов по очереди…
Вопросы на 1 балл: 
1. Кого хотел убедить Винни-Пух, что он тучка, а не медведь? (пчёл) 
2. 
Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (смородина) 
3. 
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (двое) 
4.
 На ком совершила своё путешествие в тёплые края Дюймовочка? (на ласточке) 

Вопросы на 3 балла: 
  1. Ношу их много лет, а счёта им не знаю. (волосы)
  2. Цирковая площадка для выступлений. (арена)
  3. Какая буква является последней в отчестве любого мужчины? (буква ч)
  4. Дурная голова им покоя не даёт. (ногам)
Вопросы на 5 баллов: 
  1. Какая главная денежная единица в Беларуси? (рубль)
  2. Назови форму множественного числа слову «человек»? (люди)
  3. Сколько часов в одних сутках? (24)
  4. Чем кончается всё? (буквой ё) 
Подведение итогов. Награждение победителя почетной грамотой.

ФИО

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

ФИО

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

ФИО

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

ФИО

ФИО

Вид спорта

Инвентарь

Вид спорта

Инвентарь

футбол

клюшка

футбол

клюшка

хоккей

брусья

хоккей

брусья

теннис

мяч

теннис

мяч

биатлон

лыжи

биатлон

лыжи

легкая атлетика

ракетка

легкая атлетика

ракетка

Баллы:

 

Баллы:

 

ФИО

ФИО

Вид спорта

Инвентарь

Вид спорта

Инвентарь

футбол

клюшка

футбол

клюшка

хоккей

брусья

хоккей

брусья

теннис

мяч

теннис

мяч

биатлон

лыжи

биатлон

лыжи

легкая атлетика

ракетка

легкая атлетика

ракетка

Баллы:

 

Баллы:

ФИО

ФИО

Вид спорта

Инвентарь

Вид спорта

Инвентарь

футбол

клюшка

футбол

клюшка

хоккей

брусья

хоккей

брусья

теннис

мяч

теннис

мяч

биатлон

лыжи

биатлон

лыжи

легкая атлетика

ракетка

легкая атлетика

ракетка

Баллы:

 

Баллы:

 

 
Пословицы
 
Мультфильмы
 
Жилище
 
Цвета
 
Писатели и поэты
 
Животные

 

 

 

МАРАФОН

1 ТУР “Представление команды”
Придумать название, символ команды и девиз. Символ изобразить на листе бумаги.
(Жюри оценивает соответствие девиза с названием.)
2 ТУР “Юные математики”
(Каждой команде раздаётся карточка с тремя логическими заданиями, которые она должна выполнить за определённое время (5 минут). За каждое выполненное задание, команда получает 1 балл.)
  1. Миша и Витя поехали отдыхать летом: один из них в деревню, а другой – на море. Где был Миша, если Витя не был на море? (Миша был на море.)
  2. Бабушка внукам вязала шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (Три внука.)
  3. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (Два часа.)
3 ТУР «Знатоки природы”
(За одну минуту каждая команда должна ответить на максимальное число вопросов. За каждый правильный ответ она получает одно очко.)
Вопросы для 1-ой команды:
1) Как называется африканский крокодил? (Аллигатор)
2) Какой цветок имеет одновременно мужское и женское имена? (Иван-да-марья)
3) Где сухого камня не найти? (В воде)
4) Что растёт вниз верхушкой? (Сосулька)
5) У какого слона нет хобота? (У шахматного)
6) Птичий домик. (Гнездо)
7) Страус птица или нет? (Нет)
8) Лесное животное с пушистым рыжим хвостом? (Лиса)
9) Дерево медонос– это…? (Липа)
10) Не летает, не поёт, а в воде клюёт? (Рыба)
11) Насекомое, дающее мёд. (Пчела)
12) Место, где растут овощи? (Огород)
13) Арбуз, ягода или фрукт? (Ягода)
14) Малина, смородина, земляника – это…? (Ягоды)
15) На что похожа половина яблока? (На вторую половину)
16) Их у человека 20. (Пальцев)
17) Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
18) Дерево – символ России? (Берёза)
19) Птица – символ весны. (Грач)
20) Сколько времён года? (4)
Вопросы для 2-ой команды:
1) Овца, заяц, слон -…? (Животные)
2) Сильный ветер со снегом? (Метель)
3) Нос птицы. (Клюв)
4) Домашний сторож. (Собака)
5) Сосновый лес. (Бор)
6) Что составляет вместе 12 месяцев? (Год)
7) Самое длинноногое животное? (Жираф)
8) Курица мужского рода. (Петух)
9) Сколько ног у насекомых? (6)
10) Где зимуют ласточки? (В Африке)
11) Ель, сосна, пихта – … деревья? (Хвойные)
12) Красная ягода, растущая на болоте? (Клюква)
13) Какая ягода самая крупная? (Арбуз)
14) Винни– Пух – это кабан или свинья? (Медведь)
15) Какое озеро самое глубокое? (Байкал)
16) Самый большой океан. (Тихий)
17) Листья, каких деревьев осенью становятся красными? (Рябина, осина, клён)
18) Вода в твёрдом состоянии. (Лёд)
19) Назови зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
20) Самая маленькая птица. (Колибри)
Вопросы для 3-ей команды:
1) Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2)
2) Помидор, огурец, капуста – это… ? (Овощи)
3) С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (Компас)
4) Среда и пятницы – это…? (Дни недели)
5) Назови летние месяцы. (Июнь, июль, август)
6) Зимнее логово медведя. (Берлога)
7) Кто на своей голове лес носит? (Олень)
8) Напиток белого цвета, полезное детям. (Молоко)
9) Плод дуба. (Жёлудь)
10) Орган слуха. (Ухо)
11) Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
12) Роза, ромашка, тюльпан – это? (Цветы)
13) Какая птица летает выше всех? (Орёл)
14) Какая ягода может быть чёрной, белой и красной? (Смородина)
15) Столица России. (Москва)
16) Самый маленький океан. (Северно-Ледовитый)
17) Ночная птица. (Сова)
18) Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
19) Гусь, гусыня, гусеница – родственники? (Нет)
20) Какого животного больше всех любят чукчи? (Олень)
 
4 ТУР“Языкознание”
(Данный тур предполагает 2 задания. Первое –включает в себя вопрос логического характера, второе – фразеологизм, который команда должна обыграть, а команды-соперники определить суть этого фразеологизма. Каждой группе даётся по одному вопросу и фразеологизму из предложенных ниже. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.)
(1 задание)
  1. Напиши выражение “сухая трава” четырьмя буквами. (СЕНО)
  2. Впиши в 4 клеточки слово “ласточка”. (ЛАС (точка))
  3. В каком слове слышится 40 гласных. (СОРОКА)
(2 задание)
  1. “Пальчики оближешь”
  2. “Уши развесили”
  3. “Считать ворон”
5 ТУР “Литературный”
1 задание
(Каждой команде ведущий предлагает начало двух пословиц, а команда должна их продолжить. За правильный ответ – 2 балла.)
  1. Без труда не вытащишь… (и рыбку из пруда.)
  2. Волка бояться – … (в лес не ходить.)
  3. Один в поле… (не воин.)
  4. Старый друг лучше… (новых двух.)
  5. Семеро одного… (не ждут.)
  6. Не имей сто рублей… (а имей сто друзей.)
2 задание
Как ты знаешь сказки?”
(Каждой команде даны 2 названия сказки, которые изменены. За правильный ответ– 1 балл)
Кто много сказок прочитал,
Легко найдёт ответы.
Да ты и так давно их знал,
Ну что, проверим это!
  1. “Царевна-индюшка” – (“Царевна-лягушка”)
  2. “Сивка-будка” – (“Сивка – Бурка”.)
  3. “По собачьему велению” – (“По щучьему велению”.)
  4. “У страха уши велики” – (“У страха глаза велики”.)
  5. “Лапша из топора” – (“Каша из топора”.)
  6. “Как мужик котят делил” – (“Как мужик гусей делил”.)
 
Подведение итогов: подвести итоги марафона предлагается одному из родителей, который награждает призами победившую команду. После проведения марафона учитель благодарит родителей за помощь, а учащихся за активность.
  1. Миша и Витя поехали отдыхать летом: один из них в деревню, а другой – на море. Где был Миша, если Витя не был на море? _______________________
  2. Бабушка внукам вязала шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? _________________________________
  3. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? __________
 
  1. Миша и Витя поехали отдыхать летом: один из них в деревню, а другой – на море. Где был Миша, если Витя не был на море? _______________________
  2. Бабушка внукам вязала шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? _________________________________
  3. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? __________
  1. Миша и Витя поехали отдыхать летом: один из них в деревню, а другой – на море. Где был Миша, если Витя не был на море? _______________________
  2. Бабушка внукам вязала шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? _________________________________
  3. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? __________
 

   Без труда не вытащишь…

 

Волка бояться – … 

 

Один в поле… 

 

Старый друг лучше… 

 

Семеро одного… 

 

Не имей сто рублей

 

 
 

“Царевна-индюшка”

“У страха уши велики”

“Сивка-будка”

“По собачьему велению”

“Лапша из топора”

“Как мужик котят делил”

 

ТУР

Команда

Команда

Юные математики

 

 

Знатоки природы

 

 

Языкознание

 

 

Литературный

 

 

Как ты знаешь сказки

 

 

ИТОГО

 

 

 

Напярэдадні вялікага Дня Перамогі бібліятэка запрасіла пачаткоўцаў на мерапрыемства “Вайна – гора народнае”.

З цікавасцю слухалі аповед бібліятэкара аб былым ліхалецці: аб абаронцах Брэсцкай крэпасці, аб бітве на Буйніцкім полі, аб блакадным Ленінградзе, аб бітве пад Сталінградам, аб тым, як цяжка жылося мірным людзям у акупацыі, як працавалі жанчыны і дзеці ў тыле ворага. Увесь аповед суправаджаўся архіўнай фотахронікай БелТА.  Вучняў уразілі фотаздымкі, на якіх паказаны дзеці ў канцлагеры, сям’я каля спаленай хаты, дванаццацігадовы хлопчык, які стаў партызанскім разведчыкам. Усё гэта дапамагло вучням усвядоміць, што вайна – народнае гора. На працягу мерапрыемства гучалі легендарныя мелодыі і песні ваенных гадоў. Напрыканцы дзеці чыталі вершы пра вайну, вывучаныя на ўроках літаратуры.

 

У рамках Дня здароўя бібліятэка правяла брэйн-рынг “Калі хочаш быць здаровым!” для навучэнцаў 4 класа. Удзел у гульні ўзялі дзве каманды: “Гародніна” і “Садавіна”. Пасля невялікай размінкі ўдзельнікі адказвалі на пытанні чатырох раўндаў: “Ці ведаеш ты?”, “Гігіена – аснова здароўя”, “Спорт і фізкультура”, “Хуткая дапамога”. Навучэнцы добра справіліся з прапанаванымі заданнямі, даведаліся шмат карыснага. Пасля чатырох раўндаў каманды набралі аднолькавую колькасць балаў. Усё рашыў бліц-турнір, пасля якога пераможцам выйшла каманда “Гародніна”.

Дыялогі мастацтваў! Пад такой назвай быў праведзены бібліятэчны занятак з выхаванцамі падоўжанага дня. А дакладней, гэта быў бібліятэчна-музычны занятак па казцы А.С. Пушкіна “Казка пра цара Салтана…”

Выхаванцы да яго рыхтаваліся загадзя. На працягу двух тыдняў дзеці разам з выхавальнікам Сядовай Т.А. чыталі казкі А.С.Пушкіна, малявалі да спадабаўшайся казкі ілюстрацыі, а потым зрабілі выставу сваёй творчасці.

На занятку бібліятэкар Церашонак А.М. знаёміла з кнігамі А.С.Пушкіна, якія ёсць у бібліятэцы, расказвала пра жыццё і творчасць вядомага рускага класіка, зачытвала ўрыўкі з казкі.

Дзецям была прапанавана музыка з опер М. А. Рымскага-Корсакава “Садко” і “Казка пра цара Салтана”: “Акіян – мора сіняе”, “Тры цуды”, “Палёт чмяля”. Аналізуючы музыку, дзеці выказвалі свае думкі, пачуцці, выкліканыя музыкай, расказвалі пра музычныя інструменты, выкарыстаныя аркестрам. Пад час аналізу музычнага твору “Тры цуды”, выхаванцам была дадзена магчымасць разгледзець карціну М.А.Врубеля “Царэўна-Лебядзь”, каб больш поўна ўявіць вобраз казачнай царэўны.

На працягу занятка дзеці разглядалі партрэты А.С.Пушкіна, М. А. Рымскага-Корсакава, М.А.Врубеля і выказвалі свае ўяўленні пра чалавека з партрэта.

Напрыканцы выхаванцам была прапанавана віктарына, на пытанні якой яны адказвалі беспамылкова і з задавальненнем.