8 класс
«Мужской и женский мир», «Жить в мире с собой и другими»
Дата проведения: 17.11.2023
Присутствовало: 29 учащихся.
Цель занятия : Формирование толерантности, гуманности и уважения к правам человека и формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях.
Консультации родителей по вопросам профилактики жестокого обращения в семье и школе.
9 класс
Жестокость и насилие: как противостоять?
Я счастлив счастием мне чуждым
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.
Иван Суриков
Цель: обсуждение понятий «жестокость» и «насилие», способов противостояния им.
Задачи:
- способствовать предотвращению агрессивного, конфликтного поведения подростков;
- формировать чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;
- воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность;
- прививать основы нравственного поведения.
Краткое описание:
Классный час предполагает не только ознакомление с теоретической стороной вопроса, но и предусматривает практическую направленность. Ребята при помощи “мозгового штурма” сами формулируют правила безопасного поведения, а также пробуют найти выход из разных жизненных ситуаций. Кроме этого, врач-педиатр остановится на особенностях психофизического развития подростков и расскажет, как уберечь себя от жестокости и насилия.
- Организационный этап.
Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Сегодня на нашем классном часу присутствует гость, мама одного из ваших одноклассников, Светлана Валерьевна, но не в роли матери, а в роли врача-педиатра. Сегодня мы будем говорить о деликатной теме, для кого-то, может быть, она неприятная, для кого-то - новая. Но мы должны об этом говорить, потому что с врагом легче бороться, когда его знаешь. Мы живем с вами в очень сложное и жестокое время. Преступления среди подростков увеличиваются с каждым днем, формируются антиобщественные группировки, совершающие преступления, растет число людей, употребляющих алкоголь, наркотические средства.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? Какие чувства и эмоции испытываете? Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? Проблемы домашнего, семейного насилия и насилия в подростковой среде являются сейчас актуальными. Проблема насилия не нова, она существовала всегда и существует во всех странах мира.
В семье закладываются основы любви, уважения, нравственности, терпимости. Дети, ставшие жертвами или свидетелями насилия в семье или в подростковой среде, нередко сами переносят эту модель в свою взрослую жизнь и сами совершают насилие. Порочный круг замыкается.
- Основной этап
2.1. Обсуждение темы классного часа
Какие случаи, действия можно назвать насилием? Как можно охарактеризовать людей, которые совершают эти действия? Попробуйте дать определения «жестокости» и «насилию»?
Жестокость — морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
Насилие - это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
Еще по-другому можно сказать, что если вам страшно - это насилие.
Существуют разные формы насилия. Посмотрите на слайд:
- Психическое насилие - это оказание давления, унижение, угроза, порча принадлежащих тебе вещей. отвержение, изоляция, игнорирование.
- Эмоциональное насилие - это грубые окрики, оскорбления, унижение чувства достоинства, постоянная критика.
- Экономическое насилие - это когда не дают денег, контролируют, сколько и куда потратил, лишают собственных денег, во всем ограничивают.
- Сексуальное насилие - это изнасилование, принуждение к сексуальным отношениям, пошлые домогательства, вульгарные выражения.
- Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие заботы, ограничения в еде, лишение одежды, жилья.
Существует два вида насилия, словесное (вербальное) и физическое.
Давайте подумаем, у кого есть право совершать насилие над другим человеком? Правильно, ни у кого.
Сейчас мы с вами обсудим ситуации и постараемся ответить на следующие вопросы: Какие виды насилия присутствуют в данной ситуации, что делать в данной ситуации, к кому обратиться. 1) Золушка — бедная сиротка, которую злая мачеха и ее вздорные дочки, заставляют тяжко работать с утра до ночи. Ни днем, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. (эмоциональное, пренебрежение);
2) Кот Базилио и Лиса Алиса решили отнять у Буратино все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязали Буратино за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить у него деньги. (физическое, психическое); 3) Посмотрите отрывки из фильма «Чучело». Скажите, какие из всех перечисленных нами форм насилия представлены в ролике? Как вы оцениваете поведение ребят? Как поступить девочке в этой ситуации?
Но часто, когда над подростком совершается насилие, он боится об этом сказать даже родителям. Что же делать в таком случае? Давайте напишем на стикерах, кому вы можете рассказать о своих проблемах, и прикрепим их к солнышку на доске.
Запомните:
- вы не одиноки;
- вы не виноваты в том, что происходит насилие;
- вам помогут и вас поддержат.
2.2. Работа в группах
У нас есть три команды. Первая команда обсуждает правила безопасного поведения дома. Вторая команда – правила безопасного поведения на улице. Третья – правила безопасного поведения в школе. После обсуждения вам необходимо поделиться своими мыслями с одноклассниками.
2.3. Инсценировка ситуаций
Каждая группа инсценирует, предлагает ответные действия. Другие группы дополняют, высказывают свое решение выхода из данной ситуации:
1) К тебе подходит мужчина и говорит, что в подвал котенок попал и просит помочь ему достать котенка.
2) К тебе подходит старшеклассник и говорит: “У тебя есть часы (телефон, наушники, ручка, часы)? Дай посмотреть. (Берет, рассматривает.) Будет моя!!!”. И убегает.
3) К тебе подходит мужчина и говорит: “Помоги достать телефон. Он под сиденье автомобиля упал, а у меня спина болит”.
2.4. Беседа с врачом-педиатром
- Заключительный этап. Рефлексия
Сложностей нельзя избежать, но можно научиться их решать. Надо научиться говорить «нет» в некомфортных для вас ситуациях; уходить из мест, где такие ситуации происходят, — это нормально; и помните, что всегда есть тот, с кем можно обсудить произошедшее в доверии и уважении.
У вас на партах лежат сердечки. Напишите советы (пожелания), как нужно противостоять жестокости и насилию.
Давайте сделаем выводы:
- насилие в любой форме неприемлемо.
- люди должны уважительно относиться друг к другу
- если к вам проявляют насилие, надо защищаться и вам помогут
- предостерегайте других от насилия.
Я уверена, что каждый из нас хотел бы поговорить сегодня о чем-то более приятном, но эта тема очень актуальна в современном мире. Я надеюсь, ни у кого из вас не будет в жизни таких ситуаций, которые мы сегодня обсуждали. Давайте подарим друг другу улыбку.
10 класс
Классный час «Защити себя»
Цель: профилактика насилия среди учащихся, формирование у них активной жизненной позиции, основанной на уважении себя как личности и уважении окружающих людей. Задачи: Познакомить учащихся с понятием, видами и причинами насилия. Развивать черты характера, присущие толерантной личности. Воспитать чувство ответственности за свои поступки. Побуждать оказывать помощь и сочувствие жертвам насилия. Участники: учащиеся 10 класса Оборудование: мультиборд, листы, карандаши, ручки. Ход классного часа. Организационный момент. Сообщение темы.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать,
И подарить его людям.
Педагог. Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других». Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен к ним относиться хорошо. Если бы так было всегда, то мы с вами жили бы в идеальном мире, где нет места конфликтам, ссорам, оскорблениям. Однако в настоящее время мы живем совсем в другом мире, в мире, где привычным становится такое слово, как «насилие».
Информационный блок «Насилие: формы, виды и причины возникновения».
- Как вы думаете, что такое насилие? Ведь мы часто встречаемся с этим словом в разных ситуациях, часто слышим его с экранов телевизора: «совершил насильственные действия по отношению к...», «насильник», и т.д. Что имеется в виду? (Учащиеся отвечают на поставленный вопрос)
Насилие, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб. Это определение соединяет преднамеренность и действительное совершение акта насилия, независимо от его результата. То есть угроза – это тоже насилие. Во всём мире насилие ежегодно становится причиной смерти более 1,5 миллионов людей. На каждую насильственную смерть приходятся десятки случаев госпитализации, сотни выездов служб неотложной помощи и тысячи визитов к врачам. Помимо этого, насилие часто влечёт за собой пожизненные последствия для физического и психического здоровья пострадавших. Цель насилия — завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Есть разные формы насилия. Каждая характеризуется по-своему. Давайте попробуем дать каждой определение. Далее учащиеся приводят примеры разных форм насилия. Формы насилия: Физическое насилие – это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли. Психическое насилие – это умышленное унижение чести и достоинства человека, оказание давления, унижение, угроза, порча принадлежащих ему вещей. Эмоциональное – грубые окрики, оскорбления, постоянная критика, унижение чувства достоинства. Экономическое – это лишение возможности распоряжаться средствами по своему усмотрению, когда не дают денег, контролируют, сколько и куда потратил, во всём ограничивают. Сюда относится вымогательство денег. Сексуальное – изнасилование, пошлые домогательства, вульгарные выражения, склонение к сексуальным отношениям. Это вовлечение одним человеком другого без его согласия в сексуальные действия. Согласие несовершеннолетнего ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок в силу возраста не может предвидеть все негативные последствия данного действия. Пренебрежение нуждами ребёнка - это отсутствие заботы со стороны взрослых о ребенке, ограничение в еде, лишение одежды, лишение медицинского ухода, лишение жилья. Существует два вида насилия, словесное (вербальное) и физическое. - Скажите, какая из всех перечисленных нами форм насилия оказывает самое большое влияние и почему? Никто не имеет права совершать насилие над другим человеком. Любые насильственные действия запрещены законом и наказываются административным и уголовным наказанием. Поэтому каждый человек имеет право на защиту от насилия. - Как вы думаете, в каких документах говориться о защите прав ребёнка от насилия? (ответы учащихся)
1. Закон «О правах ребёнка»
2. Конвенция «О правах ребёнка»
3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье
4. Уголовный кодекс. Поэтому за защитой своих прав можно и нужно обращаться в милицию, суд, прокуратуру.
Но если насилие запрещено, то откуда же тогда оно возникает? Где может совершаться насилие? Насилие в семье — систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в молодежной среде. Насилие может быть и в образовательном учреждении. - Скажите, пожалуйста, кто может совершать насилие? (ответы учащихся). - Насилие могут проявлять взрослые или дети по отношению друг к другу, родители по отношению к детям, учитель к ученику, ученик – к учителю. Группа людей может совершать насилие по отношению к одному человеку, тогда говорят о групповом насилии. Упражнение «Фоторобот». Там где есть насилие, всегда есть насильник и жертва. Сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Мы будем составлять фотороботы насильника и жертвы. Одной группе нужно нарисовать портрет насильника, другой – портрет жертвы. Затем каждая группа рассказывает о своем рисунке. (Учащиеся выполняют упражнение). Скажите, пожалуйста, а почему некоторые люди способны проявлять агрессию, насилие, унижать других, быть в роли насильника? Как вы думаете, что заставляет их так поступать? Основой насилия является убеждение, что принуждение — самое верное средство для того, чтобы добиться от человека нужного поведения. Просмотр презентации. Страшные картины насилия. Согласитесь, от них веет холодом, иногда даже смертью. А как часто такие картины надолго остаются в душе пострадавших. Даже невозможно представить какие чувства испытывают люди, которые хоть раз в жизни были подвержены насилию. Упражнение «Мои чувства». Перед вами список чувств. Я предлагаю выбрать все чувства, которые, на ваш взгляд, может испытать человек, подверженный насилию. Грубость, вежливость, доброта, жестокость, зависимость, человечность, обидчивость забота, злоба, стыдливость, тепло, незащищённость, ненависть, отзывчивость, помощь, страх, защита, внимание, мстительность, чуткость, холодность, боязливость, доверие, понимание. Давайте зачитаем те чувства, которые может испытать человек, попав в непредвиденную ситуацию угрозы? Что делать тому, кого обижают, оскорбляют, унижают? (ответы учащихся)
Человек в случае насильственных действий может обратиться к родителям, к учителям, к педагогу-психологу, социальному педагогу, а также в милицию или прокуратуру. Подведение итогов. Рефлексия.
Пока не ощущаешь ты
Чужих страданий и чужой беды,
То кажется тебе, что их и нет…
Не слышишь ты, как стонет твой сосед.
Когда ж к тебе нагрянет в дом беда,
Ты словно просыпаешься тогда.
И понимаешь - есть на свете боль.
Больнее, чем саднящая мозоль.
Но ты в обиде на весь мир за то,
Что боль твою не разделил никто,
Руки не подал, видя, что упал.
Но разве ты иначе поступал?
Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о том, что жизнь даётся человеку только раз и он должен прожить её осмысленно. Ещё я уверена, что каждый из нас будет бороться до конца со своими трудностями, научится прощать, замечать боль другого и помнить, что вокруг него есть цветы – люди, среди которых обязательно найдутся хорошие и верные друзья. Помните, всё в ваших руках. В конце занятия учащиеся знакомятся с памяткой «Защити себя».
больш падрабязна... / згарнуць