ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНОЙ И ПЕРВОЙ СТУПЕНЯМИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Преемственность между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые к ребёнку, учет педагогами школы достигнутого общего уровня развития дошкольника.
В структуру образовательной деятельности входят следующие компоненты:
- I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;
2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;
3) организационно - рефлексивный, включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности;
В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т. д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания и обучения, его эрудированность.
- Цели и задачи:
Главные цели деятельности дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования:
- формирование у детей умения учиться,
- создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения;
- для дошкольного образования - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.
Основные задачи сотрудничества дошкольного образования и первой ступенью общего среднего образования:
- улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе;
- обеспечение естественности перехода из разновозрастной группы дошкольного образования в первый класс общего среднего образования и обеспечение быстрой адаптации;
- углубление интереса к жизни школы;
- обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семье в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу;
- установление связи между программами, формами и методами работы дошкольного образования и общего среднего образования;
- установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии;
- установление связи в развитии личности ребенка в целом;
- осуществление преемственности дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования в формировании универсальных и специальных знаний;
- преемственность содержания образования и воспитания в разновозрастной группе дошкольного образования и первом классе общего среднего образования
- Формы работы дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования:
- педагогические советы, семинары, круглые столы педагога разновозрастной группы дошкольного образования, педагогов школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
- планирование и осуществление совместной практической деятельности педагога и учителей с детьми–дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
- взаимодействие медицинских работников, педагогов разновозрастной группы и школы;
- проведение «дней выпускников» в группе;
- совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников дошкольного образования и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- встречи родителей с будущими учителями;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- посещение воспитателем разновозрастной группы уроков в школе, а учителями школ занятий в группе с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;
- совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателя дошкольного учреждения с участием руководителя учреждения;
- проведение родительских собраний в группе с участием учителей и воспитателя;
- изучение воспитателем и учителем программ дошкольного образования и I класса с целью выявления, какими знаниями овладели дети в дошкольном учреждении;
- организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;
- беседы учителей с воспитателем о детях, уходящих I сентября в школу (устная характеристика детей, состояние здоровья детей группы, характер коллективных взаимоотношений, усвоение детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.)
- совместная подготовка к праздникам, организация выставок;
- проведение Дня открытых дверей.